В Шорыкйол будет снег - будут овощи
Вход на сайт
У марийского народа есть особый календарно-обрядовый праздник – Шорыкйол (Овечья нога). В 2014 году его празднуют 3-10 января. Так праздник отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря). Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (7 января). Однако первым днём праздника является пятница (в прошлом традиционный день отдыха у народа мари), которая не всегда совпадает с Рождеством.
Праздник имеет несколько названий. У большей части марийского населения закрепилось название Шорыкйол – «овечья нога», от совершаемого в праздничные дни магического действия – дёргания овец за ноги, с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец. Этот ритуал совершали в первый день праздника, он должен был обеспечить и плодородие, и благополучие в доме. Девушки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги.
К первому дню праздника был приурочен ряд примет и поверий. По погоде первого дня судили о том, какими будут весна и лето, делались предсказания об урожае: «Если снежную кучу, наметанную в Шорыкйол, занесет снегом - быть урожаю (Шорыкйол каваным лум петыра гын, кинде шочеш)», «В Шорыкйол будет снег - будут овощи (Шорыкйол кече луман лиеш- пакча саска шочеш)».
К одному из основных праздников года народ мари готовился заранее: топил баня, мылся, одевал белую, и чистую, как снег, одежду. Особенно большое значение имел первый день праздника. Встав рано утром, вся семья выходила на озимое поле и делала небольшие кучки из снега, напоминающие стога и скирды хлеба (лум каван, шорыкйол каван). Их старались делать как можно больше, но всегда в нечетном количестве. На стожки втыкали ржаные колосья, а некоторые крестьяне зарывали в них блины. В саду трясли ветки и стволы плодовых деревьев и кустарников, чтобы в новом году собрать богатый урожай фруктов и ягод.
Серьезное значение марийцы придавали различным гаданиям. Они в основном были связаны с предсказанием судьбы. Девушки на выданье гадали о замужестве - выйдут ли замуж в новом году, какая жизнь ожидает их в замужестве. Старшее поколение пыталась узнать о будущем семьи, стремилось определить плодородие урожая, насколько благополучным окажется их хозяйство.
Неотъемлемой частью праздника Шорыкйол является шествие ряженых во главе с основными персонажами – Стариком Василием и Старухой (Васли кува-кугыза, Шорыкйол кува-кугыза). Они воспринимаются марийцами как предвестники будущего. Хозяева дома стараются встретить ряженых как можно лучше. Чтобы продемонстрировать своё мастерство и трудолюбие, вывешивают на обозрение свою работу - сплетенные лапти, вышитые полотенца и спряденные нитки. Угостившись, Старик Василий и его Старуха разбрасывают на пол зерна ржи или овса, желая щедрому хозяину изобилия хлеба. Среди ряженых часто встречаются медведь, гусь, лошадь, журавль, коза и другие персонажи, изображающие солдата с гармошкой, государственных чиновников и священников - попа и дьякона.
Специально к празднику берегут лесные орехи, которыми угощают ряженых. Часто готовят пельмени с мясом (шыл подкогыльо). По обычаю в некоторые из них кладут монету, кусочки лыка, угля и т.д. В зависимости от того, кому и что попадается во время еды, предсказывают судьбу на год. Во время праздника соблюдаются некоторые запреты: нельзя стирать белье, шить и вышивать, выполнять тяжелые виды работ.
Существенную роль в этот день играет обрядовая еда. Обильный обед на Шорыкйол должен обеспечить достаток в еде на предстоящий год. Обязательным блюдом является баранья голова, кроме нее готовят традиционные напитки и кушанья: пиво (пура) из ржаного солода и хмеля, блины (мелна), овсяные пресные хлебцы (шергинде), ватрушки с начинкой из конопляных семян (катлама), пироги с зайчатиной или медвежатиной (меранг але маска шыл когыльо), пекут из ржаного или овсяного пресного теста «орешки» (шорыкйол пякш).
Праздника длится целую неделю в веселом времяпрепровождении. Сельские жители обычно собираются в доме, специально нанятом на период праздника, и устраивают там различные представления и игры.
В настоящее время многие элементы праздничной обрядности утратили свои традиционные черты, а ряженые и гадания превратились в весёлое развлечение. А в прошлом марийцы связывали с этим праздником благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни… Республиканский центр марийской культуры в этом году проводит праздники Шорыкйол 6 января в д.Усола Параньгинского района и д.Мари-Купта Мари-Турекского района. 8 января праздник пройдёт в г.Яранске Кировской области.
При составлении материалы опирались на источники: http://mincult12.ru/node/180, http://elabuga.egpu.ru/nmzegpu/material/prazdniki/mary.aspx