История: Пеледыш пайрем - Праздник цветов

Вход на сайт

Впервые об открытом и общенародном устройстве марийских народных праздников заговорили на Первом Всероссийском съезде мари, состоявшемся 15-25 июля 1917 года в городе Бирске Уфимской губернии. С энтузиазмом его подхватили в организовавшихся в начале 1919 года марийских секциях при Вятском губисполкоме и отделе национальностей исполкома Уржумского уезда. За разработку нового красного праздника для внедрения в революционный быт марийского народа взялись два активиста - сернурский преподаватель А.Ф.Конаков и инструктор марийских школ Уржумского отдела народного образования В. К. Королев. А.Ф.Конаков как преподаватель естествознания связывал праздник с замечательным явлением в природе - порой ее полного расцвета, чарующего и завораживающего людей с древности.

Марийцы издавна придавали большое значение цветам, понимали их таинственный мир, полный красоты и загадок. Им, как пользователям плодов Земли, очень важно было знать время цветения выращиваемых растений, прежде всего хлебов. По цветочным часам определялось ими начало сенокоса. Через цветы душа марийца тянулась к прекрасному и вечности природы. Народ любил цветы, слагал о них песни, сравнивая с ними жизнь человека. А.Ф.Конакову и В.К.Королеву казалось, что в жизни марийского народа также наступила пора весеннего пробуждения и цветения, потому новый праздник должен стать праздником его возрождения.

Впервые праздник цветов был проведен в деревнях Сернурского кантона 27,28.29 мая 1920 года. Днем его празднования был установлен «первый день народного праздника «Семык», объявлявшийся «нерабочим по всей области».

Летом 1928 года Праздник красного цветка вышел за пределы Марийской автономной области. Он прошёл в марийских деревнях Вотской (Удмуртской) автономной области, Елабужского кантона Татарской АССР, Башкирской АССР

Но в начале 1930-х годов проведение этого праздника из-за начавшейся волны разоблачений «буржуазных националистов» свернулось и даже прекратилось. Пеледыш пайрем возродился только в 1965 году: 20 июня прошел в районах республики, а 27 июня в ее столице Йошкар-Оле. С 1996 года он стал проводиться 12 июня, в рамках Дня России.

Для марийского народа он превратился в главный праздник, причудливо соединивший в себе черты отмечаемых и поныне Агавайрам, Семык и Сӱрем, связывавшихся в его древнем календаре с Зарей и Солнцем, приходящим на смену Ночи и Луне. Сегодня Пеледыш пайрем стал любимым праздником и символом национального возрождения, выражением души и духа марийского народа, его культурным кодом.

Автор: Руслан БУШКОВ, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РМЭ.

№56. Из постановления президиума Мароблисполкома о народном празднике области «Пеледыш пайрем» от 11 мая 1923 г.

«…принимая во внимание мнения, выраженные марийскими трудящимися в 1919-1920 гг. в Сернурском районе в ознаменование данной властью Советов свободы культурного развития… национальностей,
президиум Мароблисполкома постановил:
Продолжить, начиная с 1923 года, праздник «Йошкар-пеледыш пайрем», начало которому положили трудящиеся Сернурского кантона в 1919 году.
Объявить этот праздник народным революционным днём трудящихся Марийской автономной области.
2. …Днём празднования установить первый день народного праздника «Семык»… объявить этот день нерабочим по всей области».

Источник: ЦГА МАССР. «Культурное строительство в Марийской АССР 1917-1941 гг. Сборник документов. Йошкар-Ола, МКИ, 1983. С. 65.

68901_600.jpg

Русский
АНО «ИНТЕЛЛЕКТУАЛ»
АНО «Культурно-информационный центр «ИНТЕЛЛЕКТУАЛ»
При использовании материалов сайта ссылка на «Этнокультурный интернет-журнал «Арслан» обязательна.
E-mail: mari-arslan@mail.ru. Тел. 8-917-703-66-24.