МАРИЙСКАЯ ПОЭЗИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»

Вход на сайт

K6FbYVznqao.jpgНа III Международном финно-угорском студенческом форуме «Богатство финно-угорских народов» были представлены много интересных докладов. Студента Марийского государственного университета, корреспондентка Этнокультурного интернет-журнала «Арслан» Надежда Имаева выступила с докладом «Марийская поэзия в социальной сети «вконтакте». Предлагаем и Вам с ним познакомиться.

- Общепризнанным считается тот факт, что современная молодёжь читает мало. Представленная в данном случае статья нацелена на краткую характеристику основных проблем формирования читательского интереса у марийской молодёжи.

Если отследить литературные пристрастия молодых людей в сети интернет, то можно увидеть, что их предпочтения прежде всего отдаются русской или зарубежной художественной прозе. При этом поэзия упоминается весьма редко, тем более марийская.

Стоит отметить, что современный образ жизни значительно отличается от того, который был десять лет назад. Все ускоряется, и чтобы человеку приспособиться к этому темпу, он вынужден много работать и везде успевать. Это приводит к тому, что на чтение совершенно не остаётся времени и сил, особенно у взрослого населения.

А что же мешает читать современной молодёжи?

В данный момент марийская молодёжь переживает определенные трудности, вызванные современными условиям глобализации. Большинство марийскоговорящего населения областей и республик в Российской Федерации подвержены значительному влиянию русского языка, что демонстрируется проявлением билингвизма. Молодёжь всё меньше читает литературу на родном языке. Перед будущим этноса мари встаёт довольно серьёзный вопрос, касающийся сохранения наследия марийской художественной литературы, в частности, поэзии.

Художественный мир современной марийской поэзии самобытен и оригинален. Ей предшествовала устная народная песенная поэзия. Неиссякаемым источником чувств и мыслей марийских поэтов была и остаётся природа. Марийские поэты, уроженцы сельской местности, чувствуют тесную духовную связь с миром природы.

Одним из основоположников марийской литературы был Сергей Григорьевич Чавайн (1888-1937), который известен как автор первого марийского стихотворения «Ото» («Роща»).

Однако первые письменные тексты на марийском языке были опубликованы ещё в XVIII веке. Это было связано с работой по изучению быта, культуры, истории народов, проводимой Российской академией наук.

После первой русской революции, в период издания ежегодника «Марла календарь» (1907-1913 гг.), усилиями прогрессивных деятелей и сторонников просвещения, были впервые опубликованы поэтические произведения С. Чавайна, В. Васильева, Г. Эвайна (Кармазин), Г. Микая. Наиболее талантливым и плодотворно работающим среди них был С. Чавайн, который в дальнейшем сыграл основополагающую роль в становлении и развитии марийской художественной литературы.

Вышеупомянутое его стихотворение «Ото» было написано 2 декабря 1905 года в период учебы в Казанской учительской семинарии. Эта дата официально признана днём рождения марийской художественной литературы. Нельзя отметить и то, что в этом году будет 111 лет со дня рождения марийской поэзии.

Марийское художественное слово неразрывно связано с многовековой историей народа, его фольклором. Жизнь древних мари была тесно связана с природой, которая была неотъемлемой частью их существования. Материалы устного народного творчества передавались из поколения в поколение. Поэтому марийские писатели всегда опирались на богатство фольклора. Один из талантливых поэтов XX века Валентин Колумб откровенно признавался: «Что привело меня в поэзию? Марийский лес… Если перестать бояться леса, он превращается в истинного друга, кормильца и спасителя… В лесу я вслушивался в каждый шорох, чутко ловил его дыхание».

В 1951 году Миклаю Казакову – единственному в истории марийской литературы за книгу «Поэзия – любимая подруга», присуждена Сталинская премия (после смерти Сталина – Государственная премия СССР).

В мире марийской поэзии есть немало и других поэтов. В их число входят такие известные авторы, как Яныш Ялкайн, Олык Ипай, Йыван Кырла, Светлана Эсаулова, Валентина Изилянова, Валентин Исенеков, Шабдар Осып, Осмин Йыван, Макс Майн, Семен Николаев, Анатолий Тимиркаев и др. К сожалению, с ними знакомы не все современные носители марийского языка.

В связи с попыткой сделать актуальным, популярным и доступным для всех, вне зависимости от времени и местонахождения читателя, 12 февраля 2016 года возникла идея создания группы в социальной сети «ВКонтакте» под названием «Почеламут сем», что в переводе на марийский язык означает «Мелодия стихотворения».

Цели. Задачи. Предполагаемый результат.

Местом реализации идеи стала популярная в России социальная сеть «ВКонтакте», с учётом того, что большинство населения марийской национальности проживает в России и активно пользуются ею.

В созданной группе можно ежедневно знакомиться со стихотворениями марийских поэтов. С каждым днём аудитория читателей, представленной ВКонтакте страницы, растёт. В перспективе планируется расширение тематики произведений избранных писателей, а также организация обсуждений по проблемам марийской литературы.

Группа «Почеламут сем» нацелена на популяризацию родного языка и марийской поэзии в финно-угорском пространстве. С материалами группы можно ознакомиться по следующему адресу URL: http://vk.com/mut_sem.

_VZXhoVJY8I.jpg

Русский
АНО «ИНТЕЛЛЕКТУАЛ»
АНО «Культурно-информационный центр «ИНТЕЛЛЕКТУАЛ»
При использовании материалов сайта ссылка на «Этнокультурный интернет-журнал «Арслан» обязательна.
E-mail: mari-arslan@mail.ru. Тел. 8-917-703-66-24.